загрузка...

Второстепенные божества

книга теней
Более поздние - монотеистические религии - пытавшиеся
абсолютизировать понятия "добра" и "зла" (наверное, мечтавшие о всеобщей
и окончательной победе Инь над Янь ;-)) - естественно, записали всех этих
языческих богов в рязряд дьяволов, бесов и демонов - что, в общем-то,
вполне верно и логично (с ИХ точки зрения); впрочем, языческие боги этого
никогда и не скрывали. Все языческие боги всех народов были прямо
объявлены "исчадиями ада" и противопоставлены "Единому доброму богу"
известных ныне монорелигий. Произошло это потому, что языческие боги
отвечали за Мир Сей, а по монотеистическим концепциям, как известно,
"Миром Сим правит Сатана", соответственно, и все боги Мира Сего (они же -
Силы Природы) - его слуги. Объявив монополию на истину в последней
инстанции, монобоги, возможно, расуждали по принципу "кто не с нами, тот
против нас". Славяне-язычники же НЕ делили богов на однозначно добрых или
злых, так как представляли богов как личностей с уникальными и присущими
только им характерами, как личностей, у которых есть как достоинства, так
и недостатки (с точки зрения человека). Некоторые языческие боги,
действительно, обладают весьма "недобрым" характером. Однако, не кажется
ли вам гораздо более логичным обращаться не к "доброму" богу, чтобы он
спасал от "злого"; а к "злому" богу, чтобы он не трогал и оставил в
покое?...
"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с
человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах
и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто
видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях
у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже
рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый,
Полевик и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла,
ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное
значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и
строительных материалов. Срубая деревья, язычник-славянин винился перед
древесными душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные
обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что
срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя
приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка
закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались
резные изваяния богов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он
представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи.
По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди
старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о
почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал
о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью
заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком
Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за
порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным.
Дворовый и Банник. Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть
менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее,
а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его
пределами - попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе
не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное
действию недобро настроенных по отношению к человеку сил. О Баннике и в
наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде
крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой
плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи,
иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить
моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в
людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого.
Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику
хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга
не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под
руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или
Домового: "Батюшка, Выручи!"
Луговик. Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький
зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во
время сенокоса. Считается дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым,
когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что
не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут
косари на такой покос - косы рвет.
Полевик. Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля,
пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с
другими "малыми" божествами - Полевиками, по народным представлениям,
призванным охранять хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого
нрава; любимое время - полдень. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать
или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех
колосьях, которые еще остаются на корню. Вообще с хлебным полем связано
много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение
сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например,
хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках,
скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный
брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не
смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее,
стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди
встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого.
Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в
руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик
исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля
щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Полудица. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную
жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое
существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал.
Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или
наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за
несоблюдение обычия она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем
это солнечным ударом.
Леший. За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес
определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из
дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме
того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме
благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и
смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко
встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает
"лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном,
выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.
Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на
правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни
ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший
может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться
внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но
Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно
ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не
причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему
где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник,
и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек,
озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика,
пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые
Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.
Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих
источников. Вода - как и другие природные сути - была для славянских
язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии
требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за
что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы
сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто
выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне,
как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем
утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Отправить комментарий